Что это такое?
Отклонение от возрастной нормы, т.е.
задержка в развитии
детей чаще всего наблюдается воспитателями и педагогами в
дошкольноми
младшем школьномвозрасте.
Во время развивающих занятий или уроков они обнаруживают недостаток знаний у ребенка относительно окружающего мира, а также неразвитость представлений о нем, сужение мышления, его ограниченность игровыми интересами, сложности с усвоением нового, практических навыков, малый запас слов и др.
Мнение врача:
ЗПР (задержка психического развития) у детей может проявляться разнообразными симптомами и признаками. Врачи отмечают, что у детей с ЗПР могут наблюдаться задержки в развитии речи, моторики, а также социальной адаптации. Другими признаками могут быть трудности в обучении, поведенческие проблемы и неполноценное взаимодействие с окружающими. Важно обращать внимание на эти признаки и своевременно обращаться к специалистам для диагностики и коррекции развития у детей с подозрением на ЗПР.
Код по МКБ-10
Медицинская наука относит ЗПР к нарушениям психологического развития (F80-F89).Эти патологии имеют ряд общих характеристик:
- проявляются с детского возраста;
- протекают ровно, без обострений;
- страдают: нервная система, речь, общая конституция тела.
Темповая задержка в развитии ребенка сказывается не только на качестве обучения, но и на взаимоотношенияхсо взрослыми и детьми. Часто пациенты с ЗПР не могут выстроить межличностные отношения с окружающими людьми, страдают поведенческими и эмоциональными расстройствами.
Интересные факты
-
ЗПР у детей встречается намного чаще, чем ДЦП и расстройства аутистического спектра вместе взятые. Распространенность ЗПР в России достигает 10%.
-
Первые симптомы ЗПР у детей могут проявляться уже в раннем возрасте. Однако часто они остаются незамеченными, так как похожи на обычные возрастные особенности.
-
ЗПР может иметь разную степень выраженности. Легкая степень проявляется в незначительном отставании от сверстников в интеллектуальном и социальном развитии. При тяжелой степени ЗПР у детей могут наблюдаться серьезные нарушения интеллекта, эмоционально-волевой сферы и речи.
Классификация
Нарушения детского развития могут протекать по-разному, их подразделяют на следующие виды:
1.
ЗПР конституционального характера
В основе этого нарушения лежит наследственность, которая обуславливает одновременную незрелость физического и психологического развития ребенка. Даже внешне эти дети отстают от сверстников по росту, набору веса, а во время игр — уступают им в силе и ловкости.
В школьном возрасте они пренебрегают общепринятыми правилами (опаздывают на уроки, громко разговаривают или смеются во время занятий, не понимают преимущества хороших оценок перед плохими, не воспринимают дисциплинарных взысканий, пренебрежительно относятся к ведению тетрадей или дневника.
2.
ЗПР соматогенного характера
Отклонения при данном типе развития болезни появляются после тяжелых инфекциий, аллергического шока, астено-невротических расстройств.
В младенческом возрасте замедление темпов детского рвзвития обнаружить сложно, лишь с 3-х лет, когда малыши начинают рисовать и активно включаются в игру родители могут заметить:
— нарушения концентрации у ребенка (сильную рассеянность, заторможенность);— возникновение сердечных, головных, абдоминальных болей при переутомлении;— узкий кругозор ребенка.
3.
ЗПР психогенного характера
Нормальное развитие детей в этом случае приостанавливается из-за психологических травм, сенсорной депривации (родительской холодности), вербальной и физической агрессии со стороны взрослых людей.
В данном случае болезнь характеризуется:
— незрелостью эмоций;— отсутствием элементарной самостоятельности;— поведенческим инфантилизмом;— высоким уровнем тревожности.
4.
ЗПР церебрально-органического характера
Здесь в основе замедления психического развития лежат органические поражения головного мозга. Патологические изменения в мозговой ткани появляются под воздействием длительной гипоксии плода или выраженного токсикоза во время беременности, тяжелых отравлений, алкоголизма и (или) наркомании родителей. Наблюдать выраженную картину болезни можно после 4-х лет, с началом регулярных подготовительных занятий в детском саду.
Воспитатели и методисты сразу замечают:
— плохое усвоение должного объема знаний (фрагментарное);— отсутствие мотивации к обучению;— снижение памяти;— речевые нарушения;— неадекватные эмоциональные реакции (гнев, агрессию, вялость, безразличие к окружающему миру).
Опыт других людей
ЗПР, или задержка психического развития, может проявляться у детей различными способами. Родители часто отмечают задержку в развитии речи, моторики или социальных навыков. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в общении, игровой активности или самообслуживании. Они также могут проявлять поведенческие проблемы. Важно обратить внимание на эти признаки и обратиться к специалистам для диагностики и помощи в развитии ребенка.
Причины возникновения
К факторам, провоцирующим появление ЗПР относят:
— генетическую предрасположенность (сочетание отставания в развитии тела и психики);— постоянные болезни, инвалидность, длительные курсы лечебных мероприятий;— травматические эмоциональные переживания;— мозговые дисфункции.
Симптомы ЗПР лучше всего диагностируются у детей 3 лет и старше, в более раннем возрасте распознавание болезни затруднительно, так как его клинические проявления носят субъективный характер и связанны с усвоением знаний.
В
школьном
возрасте предположить наличие заболевания можно по результатам обучения, диагностическим тестам. Психолого педагогическая характеристика детей с задержками в развитии может указать на степень развития болезни, а выявить причины должен врач-дефектолог или детский психолог. Только тогда можно разработать программу лечения этого отклонения и добиться положительных результатов в обучении таких детей.
ЗПР: симптомы и признаки
Выявить отставание в развитии можно только с применением
комплексного обследования детей. В некоторых случаях грань между ЗПР и умственной отсталостью очень тонка, а клиническая картина очень похожа. Поэтому диагностировать зпр у детей, симптомы которого похожи на психические, вегетативные или соматические расстройства, должен только специалист.
Самостоятельно распознать его очень сложно, и без нужных знаний практически невозможно. Учитывая характер проявлений ЗПР, порой стертый или копирующий заболевания нервной системы, при образовательных учреждениях создаются специальные комиссии.
Например, характеристика на ребенка с зпр для пмпквключает ряд параметров, обследованных методами наблюдения, анкетирования, тестирования. Документ описывает физическое и психологическое развитие воспитанника (ученика), уровень его знаний, умений, навыков, умение концентрироваться, поведенческие реакции и многое другое.
Такие комиссии принимают общее решение о системе обучения ребенка и его психологическом сопровождении. Коллегиальный подход необходим потому, что клинические проявления болезни разнообразны, в каждом отдельном случае ЗПР протекает
индивидуально
. У многих детей на первый план выходят неадекватные эмоциональные реакции, страхи и тревожность, незрелость самоконтроля, сочетаясь с нормальным интеллектуальным развитием. Отличить такое течение ЗПР от невроза сложно даже профессионалу.
Некоторые ребята испытывают только сложности с усвоением знаний, строя хорошие отношения с окружающими, имея адекватное поведение. Другие просто уходят в себя, боятся любых контактов, стрессов, но при этом могут хорошо учиться. Здесь нужна дифференциальная диагностика с аутизмом.
Лечение
Несмотря на то, что ЗПР имеет многогранные признаки, у детей эта болезнь хорошо поддается коррекции. Важно начать систематически заниматься с ними, сочетая методы
медикаментознойтерапиии
психологии
.Адаптированная образовательная программа требуется только детям с органической природой заболевания.В остальных случаях проводят индивидуальные и групповые коррекционные
занятия
. Специальные упражнения помогают бороться с основными проявлениями ЗПР.
Постепенно к детям возвращается нормальная способность усваивать знания и диагноз снимается.
Для эффективной терапии ЗПР необходимо объединение усилия педагогов, воспитателей и родителей.
Видео:
Частые вопросы
Как определить есть ли у ребенка ЗПР?
агрессивность и повышенная тревожность,трудности с пониманием информации,затруднение навыков самообслуживания,нестабильное эмоциональное состояние,отставание коммуникативных навыков.
В каком возрасте проявляется ЗПР?
Как правило, диагноз ЗПР ставится в возрасте 5-6 лет, в основном в начальных классах школы, в период начала активного обучения.
Как играют дети с ЗПР?
Игровая деятельность у детей с ЗПР В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента — он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.
В каком возрасте проходит ЗПР?
10-12 мес.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на изменения в поведении ребенка, такие как ухудшение внимания, раздражительность, апатия или нервозность. Эти симптомы могут быть связаны с ЗПР и требуют внимания со стороны родителей и специалистов.
СОВЕТ №2
Проводите регулярные консультации с педиатром и неврологом для отслеживания развития ребенка и выявления возможных признаков ЗПР. Раннее выявление и начало лечения помогут снизить возможные негативные последствия.